АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

Взаимодействие таможенных и налоговых органов становится все более результативным

13.03.2018
Взаимодействие таможенных и налоговых органов становится все более результативным

В последние годы совместная деятельность таможенных и налоговых органов всех уровней становится все более скоординированной и результативной, а проводимые в тесном взаимодействии мероприятия - от совместных проверок до заседаний Координационных советов - в значительной мере способствуют лучшему взаимопониманию и выработке единых подходов в работе, направленной на формирование федерального бюджета и пресечение нарушений в таможенной и налоговой сферах. В первом полугодии 2016 года подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров ЮТУ во взаимодействии с налоговыми органами проведено 38 проверочных мероприятий. По их результатам, а также аналогичных мероприятий, завершенных в 2015 году, таможенными органами доначислено таможенных платежей, пеней, наложено штрафов на общую сумму 79 037 тыс. руб., взыскано 3 283 тыс. руб., возбуждено 29 дел об АП. Налоговыми органами доначислено 77 496 тыс. руб. налоговых платежей в бюджет РФ, а также отказано в возмещении НДС в размере 157 008 тыс. руб. Взаимодействие таможенных и налоговых органов Российской Федерации уже много лет является неотъемлемой частью работы двух ведомств. Сегодня эта совместная работа основана на Соглашении о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы Российской Федерации. Этот документ предусматривает взаимное представление необходимых сведений из баз данных и оперативной информации в целях контроля за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле, валютного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые и таможенные органы.

В Южном федеральном округе в 2012 году создан Координационный совет по взаимодействию таможенных и налоговых органов региона. Заседания Совета, на которых присутствуют руководители Южного таможенного управления, Межрегиональной инспекции по Южному федеральному округу, Управлений ФНС России по субъектам федераций ЮФО, таможен Южного таможенного управления проводятся каждое полугодие. Основными задачами Координационного совета являются взаимодействие и координация деятельности при проведении проверок участников ВЭД, разработка и реализация предложений по совершенствованию системы информационного обмена в целях полноты и своевременности проведения мероприятий таможенного и налогового контроля. В рамках заседаний решаются рабочие вопросы, возникающие в ходе взаимодействия, осуществляется обмен положительными результатами совместной работы. Организации более слаженной работы в текущем году способствует утверждение Федеральной таможенной службой и Федеральной налоговой службой России Положения об организации взаимодействия таможенных и налоговых органов при проведении скоординированных контрольных мероприятий. Согласно данному документу при наличии информации о возможном нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, таможенного или валютного законодательства, подразделения таможенных и налоговых органов могут проводить проверки, согласованные по объектам и срокам назначения.

Зачастую информация, необходимая для проведения проверки одним контролирующим органом, имеется в другом контролирующем органе. Своевременно полученные сведения дают возможность проводить результативные проверочные мероприятия в целях пополнения средств федерального бюджета. Таможенный контроль после выпуска товаров сегодня невозможен без эффективного взаимодействия с органами Федеральной налоговой службы. Планирование контрольно-ревизионной работы таможенных и налоговых органов Южного федерального округа является определяющим фактором при организации таможенного и налогового контроля участников ВЭД. Скоординированные контрольные мероприятия, проведенные во взаимодействии с налоговыми органами в текущем году, позволили выявить такие правонарушения как уклонение от уплаты таможенных и налоговых платежей, необоснованное возмещение налога на добавленную стоимость, незаконный вывод из Российской Федерации денежных средств, связанных с завышением контрактной стоимости ввозимых товаров. Так, отделом таможенного контроля после выпуска товаров Краснодарской таможни во взаимодействии с УФНС России по Республике Адыгея проведена плановая скоординированная выездная таможенная проверка в отношении одного из майкопских предприятий по вопросу проверки порядка декларирования производственного оборудования из Дании. В проверки нарушений порядка декларирования товаров не выявлено. Однако было установлено, что счета-фактуры, представленные в подтверждение затрат и налоговых вычетов, содержат противоречивую и недостоверную информацию о фактах финансово-хозяйственной деятельности, свидетельствующую о создании фиктивного документооборота. В ходе проведения сверки фактического наличия счетов-фактур, зарегистрированных в книге покупок налогоплательщика, установлено отсутствие в бухгалтерском учете 54 счетов-фактур. Кроме того установлено завышение расходов для целей налогообложения при уплате налога на прибыль. По результатам проверки налогоплательщик привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также ему пришлось уплатить более 10 млн. руб.

Налоговые органы все более активно сотрудничают с таможенными органами, предоставляя информацию о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, отраженной в налоговой отчетности, сведения о затратах на транспортировку товара, имеющих значение для проведения таможенного контроля после выпуска, а также сведения об изменении статуса юридических лиц. Осуществляя контроль за оборотом на территории Российской Федерации товаров иностранного происхождения, подразделения таможенного контроля после выпуска товаров оказывают содействие налоговым органами в установлении фактов нарушения налогового законодательства. Так, в ходе контроля за товарами молдавского происхождения задекларированными и выпущенными в свободное обращение в Республике Беларусь, было установлено, что индивидуальным предпринимателем не уплачена импортная пошлина на молдавские товары при ввозе в Российскую Федерацию с территории Республике Беларусь, в налоговую инспекцию декларация по косвенным налогам при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов Таможенного союза не предоставлялась, заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в налоговый орган не подавались, на учет ввезенные товары не приняты. Для проведения дальнейших контрольных мероприятий пакет документов, подтверждающих факт импорта товара, направлен в налоговые органы по месту регистрации индивидуального предпринимателя. Успешное решение задач, возложенных на таможенные и налоговые органы, невозможно без эффективного межведомственного взаимодействия. Объединение усилий таможенной и налоговой служб позволяет осуществлять контроль на более важных и значимых направлениях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2018 Виртуальная таможня. Все права сохранены.