АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

ФТС России в 2014 году: события и факты

17.05.2015
ФТС России в 2014 году: события и факты

1. Более семи триллионов в федеральный бюджет.
По состоянию на 31 декабря 2014 года сумма доходов, администрируемых таможенными органами и учтенная по доходным статьям федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности, составила 7100,6 млрд рублей. Это превышает сумму денежных средств, перечисленных ФТС России в 2013 году (6564,56 млрд рублей), более чем на 535,3 млрд рублей или на 8,1%. Сбор таможенных платежей был обеспечен благодаря системной целенаправленной работе Федеральной таможенной службы, в том числе, за счет эффективно организованного и постоянно совершенствующегося администрирования таможенных платежей. Кроме того, результат стал возможным благодаря развитию информационных технологий, оптимизации применения системы управления рисками, использованию форм контроля после выпуска товаров в сочетании с правоохранительной деятельностью.

2. На пути к электронной таможне.
ФТС России последовательно проводит реформы в области таможенного администрирования, внедряет передовые информационные технологии, оптимизирует таможенные операции. Эта работа проводится в соответствии со Стратегией развития таможенных органов до 2020 года, с учетом реализации дорожных карт «Совершенствование таможенного администрирования» и «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта». ФТС России – одна из первых федеральных служб, которая начала осуществлять через Интернет основной блок работы с бизнесом. В 2014 году электронную форму декларирования применяли 99,6% участников внешнеэкономической деятельности, а объем электронного декларирования составил 99,88% всего декларационного массива. Это стало результатом введения с 1 января 2014 года электронной формы таможенного декларирования как обязательной.

В ходе проведенных социологических опросов представители бизнеса оценили портал электронного представления сведений, предложенный ФТС России и доступный на официальном сайте ФТС России, как простой, удобный в использовании и наименее затратный способ декларирования. Портал позволяет участникам внешнеэкономической деятельности бесплатно формировать декларации в электронной форме и отправлять их в таможенные органы через Интернет, он освобождает декларантов от использования специального программного обеспечения, не требует какой-либо предварительной подготовки, кроме получения электронной подписи. Вся информация в любое время суток может быть отправлена в таможенный орган из офиса или из дома. Электронное декларирование стало основой для дальнейшего преобразования таможенной сферы на основе информационных технологий, внедрения технологии автоматической регистрации декларации на товары и технологии «удаленного выпуска товаров».

Первую электронную таможенную декларацию зарегистрировали автоматически 8 мая 2014 года на Каширском таможенном посту Московской областной таможни. В автоматическом режиме пока регистрируются только декларации на экспортируемые товары. Электронные декларации автоматически регистрировались на таможенных постах всех региональных таможенных управлений, а также Шереметьевской, Домодедовской и Центральной энергетической таможен. К концу 2014 года более 30 тысяч деклараций на товары были зарегистрированы автоматически. ФТС России обеспечила декларантам возможность подать таможенную декларацию на товары в виде электронного документа в уполномоченный таможенный орган вне зависимости от местонахождения декларируемых товаров («удаленный выпуск товаров»). Декларирование товаров по технологии удаленного выпуска применяется на всех 27 центрах электронного декларирования (ЦЭД), которые взаимодействуют с таможенными подразделениями на таможенно-логистических терминалах.

На сегодняшний день декларирование товаров с использованием технологии удаленного выпуска применяется на всей территории Российской Федерации:
– на всех таможенных постах – центрах электронного декларирования во взаимодействии со всеми таможенными постами, расположенными в регионе деятельности регионального таможенного управления, в котором находится ЦЭД;
– во всех ЦЭД во взаимодействии со всеми таможенными постами, расположенными на таможенно-логистических терминалах;
– на отдельных таможенных постах, совершающих таможенные операции в отношении товаров, классифицируемых в подсубпозициях «для промышленной сборки моторных транспортных средств»;
– на таможенных постах, на базе которых планируется создание ЦЭД.

Удаленный выпуск позволяет бизнесу оптимизировать логистику поставок и снизить непроизводственные затраты. С 12 ноября 2014 года декларант получил возможность пользоваться виртуальным пространством, специально выделяемым для него в Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов. Электронный архив предназначен для представления и хранения электронных документов, на основании которых заполняется электронная декларация. Он позволяет обеспечить электронный обмен информацией не только на этапе таможенного декларирования и выпуска товаров, но и после выпуска товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля. На всех этапах таможенного контроля таможенные органы также могут обращаться к электронному архиву, а не к самому декларанту. Однократное представление в архив декларанта электронного документа делает возможным его неоднократное использование декларантом в любых таможенных органах, даже находящихся в различных регионах страны. Тем самым электронный архив позволяет ускорить совершение последующих таможенных операций. В планах таможенных органов – введение автоматического выпуска товаров отдельных категорий.

ФТС России в 2014 году: события и факты

3. Межведомственное электронное взаимодействие упростило работу с разрешительными документами.
В 2014 году ФТС России продолжила работу по организации электронного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, а также с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации. Межведомственное электронное взаимодействие исключает необходимость представления декларантом разрешительных документов, требуемых при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза. Информация о документах (сведениях) поступает в таможенные органы непосредственно от федеральных органов исполнительной власти не позднее, чем на следующий рабочий день после принятия решения о выдаче документа заинтересованному лицу. Благодаря межведомственному электронному взаимодействию декларант предоставляет таможенному органу меньше документов, кроме того сокращаются сроки совершения таможенных операций в пунктах пропуска и реализуется принцип «единого окна».

ФТС России при решении задачи по сокращению представления участниками ВЭД документов, необходимых при декларировании товаров, предложила органам государственной власти воплотить новаторские технологические решения, ранее применяемые для реализации только государственных услуг, - технологические карты межведомственного взаимодействия (ТКМВ). ТКМВ представляет собой унифицированный и стандартизированный электронный документ, в котором определены состав, структура и формат передачи документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, а также сроки технической реализации электронного межведомственного взаимодействия. В качестве технической инфраструктуры используется система межведомственного электронного взаимодействия, с помощью которой также обеспечивается юридическая значимость передаваемых сведений. Всего ФТС России разработала 45 ТКМВ, из них 44 ТКМВ – с 32 государственными органами, а также одна ТКМВ – с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации. В целях технической реализации ТКМВ ведомствами были разработаны электронные сервисы СМЭВ. По состоянию на 1 декабря 2014 года для передачи в ФТС России электронных сведений в продуктивной среде СМЭВ были зарегистрированы 32 электронных сервиса 25 федеральных органов исполнительной власти.

ФТС России совместно с Ространснадзором, Роспотребназдором, Росавтодором и Россельхознадзором провела работу по передаче полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам, в результате которой между указанными ведомствами был налажен информационный обмен. ФТС России провела комплексную модернизацию программных средств, используемых при этом. Модернизированная версия программных средств автоматизирует действия должностных лиц таможенных органов при проведении транспортного, ветеринарного, санитарно-карантинного и карантинного фитосанитарного контроля во всех автомобильных и железнодорожных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. Текущая практика межведомственного электронного взаимодействия демонстрирует динамичный характер процесса информационного взаимодействия, в ходе которого выявляется потребность в расширении числа ведомств – участников информационного обмена. Исходя из потребностей информационного обеспечения осуществления государственных функций, выявлена необходимость разработки ТКМВ с Росалкогольрегулированием, Росморречфлотом, ФНС России, а также доработки ТКМВ с Росаккредитацией.

4. Расширена практика предварительного информирования о ввозимых товарах.
С 1 октября 2014 года введено обязательное предварительное информирование в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом. Наличие предварительной информации – условие ввоза таких товаров. Между ФТС России и ОАО «РЖД» была достигнута договоренность о разработке ОАО «РЖД» программного средства, обеспечивающего прием предварительной информации через портал ОАО «РЖД» с последующей передачей полученных сведений в информационную систему ФТС России. Анализ предварительной информации на всех уровнях таможенной системы осуществляется с использованием информационно-программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов. Они позволяют в режиме реального времени проводить автоматизированную обработку поступающей предварительной информации на предмет соответствия критериям, задаваемым должностными лицами, осуществляющими анализ. Предварительная информация используется для автоматизации процессов таможенного контроля и для целей применения системы управления рисками.

Внедрение обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых железнодорожным транспортом, стало вторым этапом внедрения в нашей стране практики предварительного информирования, положительно зарекомендовавшей себя за рубежом. Ранее оно было введено для товаров, перемещаемых автомобильным транспортом, и имело позитивный эффект для ускорения процедур в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу. ФТС России проводит подготовительную работу по введению обязательного предварительного информирования и в отношении товаров, перемещаемых воздушным и морским видами транспорта. Наличие предварительной информации позволяет таможенному органу принимать решения о документальном контроле судна, о выгрузке (запрете выгрузки) товаров, до прибытия судна выявлять товары, подлежащие санитарно-карантинному, карантинному фитосанитарному контролю и ветеринарному надзору, определять товары, подлежащие таможенному осмотру с применением мобильных инспекционно-досмотровых комплексов и радиационному контролю, а также заблаговременно информировать оператора морского терминала о необходимости выставления контейнеров с товарами при их выгрузке в место проведения таможенного контроля.

Согласно проведенному мониторингу, среднее время совершения операций непосредственно на борту судна составляет 96 минут, а при документальном контроле, без выхода на борт, – 35 минут, предварительное информирование уменьшает время оформления одного судна практически в 9 раз для судов с грузом и более чем в 20 раз – для судов без груза. В технологических процессах обработки грузов в морских портах участвуют: государственные контролирующие органы, перевозчики, организации, осуществляющие погрузо-разгрузочные операции в порту, администрации порта и иные заинтересованные лица. В связи с этим ФТС России провела научно-исследовательскую разработку общих принципов информационного взаимодействия между всеми заинтересованными участниками бизнес-процессов, в результате которой была разработана единая платформа информационного взаимодействия – прототип портала «Морской порт». Прототип портала «Морской порт» прошел экспериментальное использование в пяти крупных морских портах: Восточный, Владивосток, Усть-Лужский, Калининград им. Н.С.Хазова, Новороссийский юго-восточный. В результате сроки нахождения товаров в порту сократились.

Бизнес-сообществом независимо от таможенных органов в апреле 2014 года проводился хронометраж времени совершения таможенных операций в отношении товаров, прибывших в контейнере. В результате проведенного хронометража установлено, что с момента регистрации декларации на товары таможенным органом до момента выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой - в данном случае - «выпуск для внутреннего потребления») временные затраты составили – 2 часа 7 минут. При этом операции по выгрузке контейнера заняли 5 часов 26 минут, а с момента отправки уведомления таможенного органа о выдаче товаров со склада временного хранения до момента вывоза контейнера с территории терминала временные затраты составили более 21 часа. ФТС России обеспечивает реализацию пилотного проекта по внедрению в Российской Федерации международного стандарта оформления и сопровождения грузовых авиационных перевозок.

На принципах государственно-частного партнерства в пилотном проекте участвуют: ОАО «Аэрофлот», ООО «Авиакомпания ЭйрБриджКарго», ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», ОАО «Аэропорт Толмачево», ООО «Аэропорт Емельяново», ЗАО «Домодедово Карго», ЗАО «Грузовой терминал Пулково», ООО «ТрансИнфоТех», ООО «Центр Гражданской авиации», компании Люксембурга, Германии и Южной Кореи. ООО «Центр Гражданской авиации» разрабатывает и координирует поэтапное внедрение e-Freight: транзит, трансфер, импорт, экспорт для обычного груза, перевозки грузов специальных категорий и внутренние перевозки грузов. В настоящее время разрабатывается проект правового акта ФТС России, определяющий порядок действий должностных лиц таможенных органов при перемещении товаров воздушным видом транспорта.

Ведется подготовительная работа со специалистами Минсельхоза России, Ространснадзора, Роспотребнадзора, Россельхознадзора по уточнению необходимых условий выполнения авиационной перевозки специальных категорий груза и формированию рабочего плана мероприятий для реализации тестовых грузовых авиационных отправок специальных категорий грузов в обеспечении выполнения согласованного плана-графика. Для обеспечения полного отказа от бумажных документов ООО «Центр Гражданской авиации» совместно с авиакомпаниями, ФНС России и ФТС России разработало схему электронного взаимодействия авиакомпаний, налоговых и таможенных органов в целях подтверждения обоснованности применения ставки 0% НДС при реализации услуг по международной авиационной грузовой перевозке.

5. Совершенствование порядков уплаты и контроля за уплатой таможенных платежей.
ФТС России провела масштабную работу по совершенствованию порядков уплаты и контроля за уплатой таможенных платежей. Успешно применяются такие технологии, как уплата таможенных платежей с использованием таможенных платежных карт, удаленная уплата, позволяющие осуществлять уплату таможенных платежей в режиме реального времени. Благодаря этому стало возможным значительно сократить время совершения таможенных операций, а также осуществлять выпуск товаров до момента фактического поступления денежных средств на счета таможенных органов.

ФТС России успешно протестирована технология удаленной уплаты таможенных платежей и произведено полномасштабное внедрение механизмов удаленной уплаты таможенных платежей во всех таможенных органах Российской Федерации. Задача по автоматизации процесса предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов достигнута путем внедрения автоматизированной системы по учету обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов во всех таможенных органах. В таможенных органах обеспечен централизованный учет на уровне ФТС России всего обеспечения, принятого таможенными органами.

Готовится к изданию федеральный закон, которым будет обеспечена возможность внесения денежного залога и предоставления банковских гарантий в электронном виде, а также реализация информационного обмена сведениями о таких банковских гарантиях между ФТС России и банками, иными кредитными организациями и страховыми организациями, обладающими правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов.

Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон №311-ФЗ, предусматривающие:
– внесение также и денежного залога с применением электронных терминалов, а также через платежные терминалы или банкоматы;
– определение в качестве единого документа, выдаваемого таможенным органом в подтверждение принятия обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, в котором указываются суммы принятого обеспечения, таможенной расписки, которая заменит таможенный приходный ордер, выдаваемый в подтверждение принятия банковской гарантии, поручительства и залога имущества;
– возможность оформления таможенной расписки как в письменной, так и в электронной форме;
– при возврате (зачете) денежного залога и при его использовании для уплаты таможенных платежей исключение требования о представлении в таможенный орган оригинала таможенной расписки в целях упрощения процедуры возврата (зачета) денежного залога;
– установление возможности предоставления в таможенные органы банковских гарантий, оформленных в виде электронного документа, подписанного электронной подписью;
– предоставление возможности вместо возврата банковской гарантии направления гаранту письма в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью таможенного органа, об освобождении гаранта от его обязательств по банковской гарантии. Это позволит сократить сроки на освобождение гарантов от их обязательств, а также предоставит возможность гарантам оперативно выдавать новые банковские гарантии для их предоставления в таможенные органы.

ФТС России совместно с Федеральным казначейством организовала работу, направленную на ускорение сроков поступления информации об уплате и перечислении денежных средств. Фактически уже сегодня созданы условия, при которых у бизнеса отсутствует необходимость авансировать таможенные платежи. Информация об уплате и перечислении денежных средств поступает в таможенные органы в электронном виде. Сроки доведения до таможен информации о поступлении денежных средств сокращены до 2 часов. Обеспечено наличие в таможенных органах информации о предоставленном генеральном обеспечении уплаты таможенных пошлин и налогов, а также обеспечена возможность использования генерального обеспечения уплаты таможенных платежей, внесенного в таможенный орган, в любом другом таможенном органе.

6. Развитие системы управления рисками.
ФТС России в 2014 году продолжила работу по совершенствованию применяемого субъектно-ориентированного подхода в рамках применения системы управления рисками (далее – СУР) на основе отраслевого и автоматического категорирования участников внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД). Реализация данного инструмента позволяет отнести отдельных лиц к категории низкого уровня риска нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле и дифференцированно применять к перемещаемым ими товарам меры по минимизации рисков в целях снижения степени проведения таможенного контроля при таможенном декларировании. В настоящее время применение отраслевого подхода реализовано соответствующими приказами ФТС России, регламентирующими порядок действий должностных лиц таможенных органов по сбору, обработке и анализу информации для следующих категорий лиц:
– промышленные предприятия (приказ ФТС России от 04.02.2013 №202);
– автопроизводители (приказ ФТС России от 26.09.2011 №1945);
– лица, осуществляющие ввоз мясной продукции (приказ ФТС России от 02.04.2013 №626);
– лица, осуществляющие ввоз рыбной продукции (приказ ФТС России от 26.06.2013 №1179).

В перечень организаций, отнесенных к категории низкого уровня риска на основании отраслевого подхода, включено 333 организации. Также в рамках внедрения субъектно-ориентированного подхода к применению СУР ведется работа по автоматическому формированию перечня участников ВЭД, деятельность которых характеризуется низким уровнем риска, вне зависимости от категории перемещаемых ими товаров. В настоящее время сформирован перечень, состоящий из 40 критериев, характеризующих участников ВЭД, которые охватывают значительный спектр деятельности организации и учитывают как положительные, так и негативные аспекты, характеризующие таможенную историю участника ВЭД, такие как общий период осуществления внешнеэкономической деятельности, объемы ввезенных товаров, динамику изменения стоимостных и весовых индексов, наличие либо отсутствие административных правонарушений.

При данном подходе категорирование участников ВЭД осуществляется на основе критериев, которые рассчитываются ежеквартально в автоматическом режиме штатными программными средствами таможенных органов с использованием информационных ресурсов ФТС России и ФНС России, Банка России, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора на основании алгоритмов расчета сформированных критериев. Расчет итоговой оценки и последующее присвоение категории низкого уровня риска осуществляется на основе значений всех критериев, характеризующих участника ВЭД. В результате анализа информации к категории низкого уровня риска отнесено более 2 тысяч участников ВЭД, на долю которых при импорте товаров приходится порядка 42% от общего количества таможенных деклараций и более 55% от суммы уплаченных таможенных платежей.

Таможенными органами на регулярной основе проводится мониторинг результатов совершения таможенных операций лицами, отнесенными к категории низкого уровня риска, для выявления возможных негативных тенденций, связанных с возникновением риска нарушения таможенного законодательства, и принятия мер по обеспечению достаточного уровня таможенного контроля. В целом внедрение субъектно-ориентированного подхода в рамках СУР способствовало ускорению проведения таможенного контроля и сокращению времени совершения таможенных операций на этапе таможенного декларирования для добропорядочных компаний. Для данной категории лиц внедрение субъектно-ориентированного подхода в рамках СУР позволило сократить долю партий перемещаемых товаров, в отношении которых проводился таможенный досмотр, в 10 раз, таможенной экспертизы – в 1,7 раза, запроса дополнительных документов, подтверждающих заявленные сведения, – в 9,5 раза.

7. Перенос акцента таможенного контроля на этап после выпуска товаров.
Федеральная таможенная служба продолжила реализацию Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 г. Подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров за 11 месяцев 2014 года проведено 5706 проверочных мероприятий в отношении юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них в форме таможенной проверки – 3586. По результатам проверочных мероприятий доначислено таможенных платежей и пеней, наложено штрафов на сумму 6,5 млрд. руб., взыскано таможенных платежей и пеней, штрафов на сумму 2,6 млрд. руб., возбуждено 2267 дел об административных правонарушениях и 157 уголовных дел, назначено наказаний в виде штрафов на сумму 853,6 млн. руб., взыскано 104,1 млн руб. Проведено 684 таможенных проверки, направленных на профилактику, по результатам которых доначислено таможенных платежей, наложено штрафных санкций на сумму 788,5 млн рублей, из них взыскано 264,4 млн рублей, возбуждено 208 дел об административных правонарушениях, возбуждено 19 уголовных дел.

Во взаимодействии с налоговыми и иными контролирующими органами проведено 650 проверочных мероприятий. По их результатам доначислено таможенных платежей, пеней и штрафов 1465 млн. руб., взыскано 158 млн. руб., возбуждено 296 дел об административных правонарушениях и 30 уголовных дел. По материалам, направленным в налоговые органы, налоговыми органами доначислено 333 млн. руб., отказано в возмещении НДС на сумму 23,9 млн руб. По материалам, направленным в иные органы, доначислено 455,5 млн руб. Региональными таможенными управлениями и таможнями непосредственного подчинения на основе информации подразделений таможенного контроля после выпуска товаров разработано и утверждено 222 профиля рисков (2 общероссийских, 20 региональных, 72 зональных и 128 целевых), предусматривающих применение таможенными органами мер по минимизации рисков, направленных на выбор объектов таможенного контроля, в том числе после выпуска товаров на основе индикаторов рисков, выявляемых при декларировании товаров до их выпуска.

В результате применения мер по минимизации рисков с начала 2014 года таможенными органами доначислено и взыскано таможенных платежей на сумму более 70 млн. руб., возбуждено 52 дела об АП, принято 28 решений о запрете на ввоз товаров, отказано в выпуске по 18 декларациям на товары. Осуществляется переход от «тотального» таможенного контроля на этапе таможенного декларирования к таможенному контролю после выпуска товаров, направленному в том числе на профилактику правонарушений. Решением Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза в городе Минске от 17 сентября 2014 года №12/3 утверждены Основные направления работы по реализации принципа переноса акцента таможенного контроля с этапа таможенного декларирования и выпуска товаров на этап после выпуска товаров в государствах - членах Таможенного союза на 2015- 2020 годы.

В рамках реализации Основных направлений работа таможенных органов в 2015 году будет направлена на создание устойчивой системы таможенного контроля, которая позволит обеспечить полноту поступления таможенных платежей в бюджет в условиях предоставления упрощений и неприменения отдельных мер по минимизации рисков в отношении лиц, отнесенных к низкому уровню риска нарушения законодательства.

8. Работа ФТС России по сокращению количества документов, представляемых участником ВЭД при таможенном декларировании.
В целях улучшения инвестиционного климата и создания благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности в Российской Федерации Федеральной таможенной службой проводится значительная работа по сокращению количества документов, представляемых участником внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза. При условии указания в таможенной декларации реквизитов документов отменена обязанность участника внешнеэкономической деятельности представлять в таможенные органы:
– паспорт сделки;
– документ, подтверждающий личность, для подтверждения полномочий лица, подающего таможенную декларацию;
– документ, подтверждающий уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей;
– ряд разрешительных документов, сведения о которых поступают в таможенные органы из баз данных иных федеральных органов исполнительной власти посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (например, декларации о соответствии, акты государственного контроля и оценки стоимости драгоценных металлов, экспортируемых из Таможенного союза, и тд).

Издан приказ ФТС России от 28.10.2014 №2092 «О сокращении перечня документов, представляемых при таможенном декларировании товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта и не облагаемых вывозными таможенными пошлинами» (действует с 28.12.2014). Он предусматривает для товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта и не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, отмену требования о представлении транспортных (перевозочных) документов при подаче декларации на товары в электронной форме. Также не требуется представлять бумажную копию таможенной декларации в уполномоченные банки, так как обеспечена передача на федеральном уровне в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары Банку России и уполномоченным банкам.

В результате проведенных мероприятий среднее количество документов, требуемых для таможенного декларирования товаров, с учетом особенностей характера декларируемого товара (т.е. в зависимости от наименования, кода товара, страны его происхождения, области применения и т.д.), составляет для импорта – 8, для экспорта – 6. Минимальное количество документов для участников внешнеэкономической деятельности, представлявших ранее необходимые документы и осуществляющих регулярные поставки товаров в стандартной ситуации, не являющейся рисковой, в том числе отвечающей условиям исследования Всемирного банка «Doing business» (товар ввозится/вывозится по типовому договору купли-продажи, без особенностей перемещения, не попадает под ограничения в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, в отношении данного товара не применяются льготы по уплате таможенных платежей и т.п.), составляет:
– при импорте – 5;
– при экспорте – 3.

9. Олимпиада прошла – олимпийские технологии остались.
Подготовка к проведению XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи стала значительным этапом совершенствования технологий таможенного декларирования и таможенного контроля. Олимпийские технологии, выработанные в преддверии исторического события и прошедшие проверку на надежность, теперь успешно применяются при совершении таможенных операций в отношении товаров, предназначенных для спортивных мероприятий. Для олимпийских товаров была разработана специальная таможенная процедура, предусматривающая использование упрощенного порядка таможенного декларирования. С 26 января 2013 года по 16 марта 2014 года Сочинской таможней было оформлено 1228 «олимпийских» деклараций. С применением Карнета АТА под таможенную процедуру временного ввоза было помещено 528 партий товаров. Физические объемы олимпийских грузов составили более 10 тысяч тонн, их стоимость – более 697 млн долл. США.

В этот период под специальную таможенную процедуру помещались сборно-разборные конструкции для обустройства и оснащения объектов инфраструктуры, снаряжение и инвентарь для зимних видов спорта. В дальнейшем осуществлялся ввоз сценического, технического, монтажного, телекоммуникационного оборудования, медикаментов, оборудования для монтажа сцены, рекламной продукции, сувениров и других грузов. В период проведения Игр в Сочи оформлено более 2 тысяч воздушных судов. Ввезено на таможенную территорию почти 115 тысяч единиц мест багажа общим весом свыше 2 тысяч тонн, а также 6 тысяч грузовых мест общим весом более 530 тонн. В аэропорту Сочи был впервые применен специально разработанный особый порядок оформления спортивного оружия участников соревнований. Таможенные операции были совершены в отношении 235 единиц спортивного оружия, что составляет 92% от общего количества оружия, перемещенного на соревновательный объект «Лаура» для целей проведения Игр.

Для информирования физических лиц и участников ВЭД об особенностях совершения таможенных операций, связанных с перемещением товаров, предназначенных для XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи, на Интернет-сайте ФТС России был создан специальный раздел, в котором в доступной и понятной форме рассказывалось об условиях применения специальной таможенной процедуры в отношении «олимпийских» товаров, об особенностях ввоза-вывоза спортивного оружия и спортивного инвентаря членами олимпийских сборных, а также таможенных правилах для зрителей, прибывающих на Игры. Приобретенный опыт таможенники применили на российском этапе чемпионата мира FIA Формулы 1 и чемпионата мира по автомобильным гонкам серии «GP2» и «GP3» при выпуске более 3000 тонн грузов организаторов и подрядчиков игр, багажа спортивных команд. Для совершения таможенных операций на Автодроме Сочи была создана временная зона таможенного контроля, которая разместилась в границах трассы для проведения шоссейно-кольцевых автомобильных гонок. Благодаря этому сократились сроки выпуска товаров, упростилась логистика доставки и вывоза оборудования, инвентаря.

10. Обеспечена работа таможенных органов в Крыму и Севастополе.
31 марта 2014 года приказом ФТС России созданы Крымская и Севастопольская таможни. В кратчайшие сроки в составе Крымской таможни организованы восемь таможенных постов (Симферополь-центральный, Ялтинский, Керченский, Феодосийский, Евпаторийский, Красноперекопский, Джанкойский, Аэропорт-Симферополь), в структуре Севастопольской таможни – два таможенных поста (Инкерманский, Бухта Камышовая). Проведена значительная работа по обеспечению кадрового потенциала таможенных органов, материально-техническому и информационному оснащению рабочих мест, обучению должностных лиц и оказанию им методической и практической помощи. В Республике Крым и городе Севастополе установлено 12 пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 05.06.2014 №961-р).

С апреля по ноябрь 2014 года через автомобильные пункты пропуска Крымской таможни вывезено около 1,5 млн тонн и ввезено 761 тыс. тонн товаров. По направлению въезда в Крым перемещено 138,6 тыс. грузовых и 209,1 тыс. легковых транспортных средств, 7,1 тыс. автобусов, проследовало 961,5 тыс. физических лиц. Из Крыма выехало 123,3 тыс. грузовых и 203,9 тыс. легковых транспортных средств, 7,1 тыс. автобусов и проследовало 909,8 тыс. физических лиц. За семь месяцев через железнодорожные пункты пропуска на территорию Крыма проследовало на въезд и выезд 955 грузовых поездов и 4 329 пассажирских поездов. Через морские пункты пропуска в регионе деятельности Крымской таможни прибыли 800 морских судов и убыло 761 судно. Крымская таможня оформила около 900 деклараций. Севастопольской таможней оформлено 375 морских судов, проведен контроль около тысячи иных транспортных средств, оформлена 931 декларация на товары.

Ключевым направлением деятельности ФТС России стало содействие скорейшей адаптации участников внешнеэкономической деятельности Республики Крым и города федерального значения Севастополя к новым реалиям ведения бизнеса. Был проведен ряд рабочих совещаний и встреч руководства ФТС России и представителей ее структурных подразделений с руководством органов исполнительной и законодательной власти Крыма, а также представителями местного бизнеса. При участии статс-секретаря – заместителя руководителя ФТС России Т.Н.Голендеевой и должностных лиц ФТС России 4 июля 2014 года была организована и проведена конференция «Система таможенного контроля в Российской Федерации (Крымский регион): настоящее и перспективы».

Проект "Виртуальная таможня" создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2015 Виртуальная таможня. Все права сохранены.