АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

Уральское таможенное управление консультирует: правила и особенности обжалования действий таможенных органов

29.09.2014
Уральское таможенное управление консультирует: правила и особенности обжалования действий таможенных органов

Большинство контактов таможенников с лицами, пересекающими границу или перемещающими через границу товары – это обычные рабочие будни. Однако даже при безупречной организации таможенных процессов возникают конфликтные моменты, требующие привлечения компетентного арбитра, сообщает Пресс-служба УТУ. Порой каждая из сторон конфликта по-разному трактует закон, твёрдо убежденная в своей правоте, а в итоге стороны исчерпывают возможности для компромисса. Закон в таких ситуациях предписывает обращаться с жалобами в вышестоящие таможенные органы по отношению к таможенному органу, который является стороной конфликта, либо в суды, арбитражные суды. Как показывает практика, немало заинтересованных лиц выбирает в качестве арбитров вышестоящие таможенные органы. Вероятно, это объясняется тем, что такой способ решения проблемы не предполагает уплаты госпошлины и несения расходов, аналогичных судебным, а также является достаточно оперативным.

Оставим случаи судебного обжалования, остановимся подробнее на обращениях с жалобами в вышестоящие таможенные органы. Следует иметь в виду, что при подаче жалоб существуют требования к сроку, форме, способу подачи и оформлению жалобы. Несоблюдение формальных требований в силу закона приводит к отказу в рассмотрении жалобы по существу, то есть, без рассмотрения существа вопроса, проблемы, без выводов о правомерности или неправомерности решений, действий (бездействия). В связи с этим дадим три основных совета. Изначально не следует забывать о весьма коротких сроках для обжалования. Жалоба может быть подана в течение трёх месяцев со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности, либо со дня истечения срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия, установленного законодательством.

Отсюда первый совет: посчитав, что Ваши права нарушены, действуйте по возможности более оперативно. При этом срок обжалования будет соблюдён, если письмо, бандероль или пакет с жалобой будут сданы для отправке почте или экспресс - перевозчику в пределах срока обжалования, даже если жалоба поступит в таможню за его пределами. Практика показывает, что одной из причин отказа в рассмотрении жалоб является отсутствие в жалобе собственноручной подписи заявителя. Вполне в духе времени многие заинтересованные лица подают жалобы в электронном виде – посредством электронной почты, через Интернет-сайты таможенных органов, либо (реже) по факсимильной связи. Конечно, так оперативнее, современно и удобно. Но Федеральный закон от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон), регулирующий указанные процедуры, в данном вопросе консервативен - жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица подается в письменной форме и должна быть подписана лицом, чьи права, по его мнению, нарушены, или его представителем собственноручно, использование аналогов собственноручной подписи для подписания жалобы не допускается.

Таким образом, сканированная копия жалобы с отсканированным изображением (не оригиналом) подписи - не пройдет. Положение не спасёт даже подписание электронной жалобы электронной цифровой подписью. Следовательно, совет второй: обо всех электронных способах направления жалоб в таможенные органы нужно забыть. Еще одной проблемой к отказу является документальное не подтверждение полномочий заявителя, то есть, полномочий гражданина, подписавшего жалобу от имени юридического или другого физического лица, действовать от имени этого юридического или физического лица. Так, организации участвуют в обжаловании решений, действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица через свои органы, действующие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, основное правило которого: действовать без доверенности от имени юридического лица вправе только единоличные исполнительные органы организаций, предприятий и учреждений, чьи полномочия определены в соответствующих законах и уставах (иными словами, руководители фирм и предприятий).

Наиболее популярными организационно-правовыми формами у участников ВЭД являются открытые и закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, а также федеральные государственные унитарные предприятия – в этих случаях единоличными исполнительными органами будут являться генеральные директора, директора, президенты предприятий и компаний. Полномочия указанных лиц должны быть подтверждены документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами, например, приказ о назначении на должность либо решение участников организации (общества) или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) с отметкой налогового органа о ее выдаче со сроком давности не более года; копия устава организации, зарегистрированного в налоговом органе. Представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций при обжаловании могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица. Полномочия адвоката удостоверяются в соответствии с федеральным законом, то есть, адвокатским ордером. Полномочия других представителей должны быть определены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным лицом и скреплена печатью организации. При этом также должны быть представлены документы, подтверждающие полномочия лица, ее выдавшего. Допустимо нотариальное удостоверение доверенности от имени организации. Доверенности от имени физического лица (гражданина) или от имени индивидуального предпринимателя удостоверяется нотариально или в ином установленном федеральным законом порядке. В любом случае Законом определены требования к доверенности, которую лицо представит в таможенные органы при обжаловании. Представитель вправе совершать от имени представляемого им лица такие действия, как подача и подписание жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица. При этом доверенность должна содержать право на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела (так прямо указано в Законе), и лучше, если данное положение будет воспроизведено в доверенности дословно.

Уральское таможенное управление консультирует: правила и особенности обжалования действий таможенных органов

Исходя из изложенного, совет третий: не забывайте о надлежащем документальном подтверждении полномочий лица, подписавшего жалобу и правильном оформлении доверенности. Не следует упускать из виду ещё один принципиальный момент. Жаловаться на решение, действие, бездействие может лишь то лицо, права свободы и законные интересы которого затронуты обжалуемым решением, действием или бездействием непосредственно и индивидуально. Любое другое лицо, обратившись в таможенные органы без доверенности от указанных лиц, получит отказ в рассмотрении жалобы по существу. В небольшой статье всего не охватишь, но самые распространённые ошибки заявителей мы осветили. Соблюдение требований к форме и содержанию жалобы и надлежащем подтверждении полномочий лица на право обжалования решений, действий (бездействия) в области таможенного дела, срока обращения с жалобой и отсутствие иных оснований для отказа в рассмотрении жалобы по существу по Закону – это гарантия того, что Ваша жалоба будет принята вышестоящим таможенным органом к рассмотрению по существу и рассмотрена в месячный срок, в исключительных случаях – в течение двух месяцев.

Если у вас возникли вопросы или какие-либо аспекты затронутой темы остались не освещенными, таможенные органы доступны для лиц, желающих получить такую информацию. За интересующей Вас информацией в области таможенного дела можно обратиться в таможни или региональное таможенное управление. В Екатеринбурге - это Уральское таможенное управление (ул.Шейнкмана, д.31), Екатеринбургская таможня (ул.Гоголя, д.27), Кольцовская таможня (пер. Вечерний, д.4). Бесплатно консультируют заинтересованных лиц по их устным (кроме телефонных) и письменным запросам специалисты правовых подразделений таможенных органов.

Проект "Виртуальная таможня" создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2015 Виртуальная таможня. Все права сохранены.