АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

О преимуществах ведомственного обжалования решений бездействия в области таможенного дела

05.03.2018
О преимуществах ведомственного обжалования решений бездействия в области таможенного дела

Институт ведомственного обжалования в области таможенного дела является довольно действенным механизмом разрешения конфликтных ситуаций, возникающих между участниками таможенных правоотношений. Подтверждением этому является следующая статистика. Как сообщает Пресс-служба СТУ, за 9 месяцев 2015 года Сибирским таможенным управлением и подчиненными таможенными органами принято решений по 122 жалобам в области таможенного дела, за аналогичный период прошлого года (АППГ) таких жалоб было 121. Вместе с тем при практически равном количестве поступивших жалоб в сравниваемых периодах за прошедший период текущего года рассмотрено по существу 56 жалоб, из них требования заявителей удовлетворены по 18 жалобам, без удовлетворения оставлено 38 жалоб, тогда как за АППГ рассмотрено по существу 49 жалоб, из них требования заявителей удовлетворены по 13 жалобам, без удовлетворения оставлено 36 жалоб. Кроме этого, по 66 жалобам из 122 жалоб, поступивших за 9 месяцев 2015 года, приняты решения об отказе в рассмотрении жалоб по существу по основаниям, установленным требованиями статьи 44 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Закон о таможенном регулировании), за АППГ таких решений принято по 72 жалобам из 121 поступивших жалоб.

Таким образом, из приведенных данных видно, что за 9 месяцев 2015 года в сравнении с АППГ увеличилась доля удовлетворенных жалоб до 32,14% (АППГ - 26,5%) и уменьшилось количество отказных жалоб до 54,1% от общего количества поступивших жалоб (АППГ - 59,5%). Наиболее частому обжалованию за 9 месяцев 2015 года подлежали решения, действия, принятые (совершенные) при определении классификационного кода товаров по ТН ВЭД, таможенной стоимости, взимании таможенных пошлин, налогов, сборов, а также при применении таможенных процедур и таможенных операций. При этом незаконными (неправомерными) наиболее часто признавались решения, действия, принятые (совершенные) при определении классификационного кода товара по ТН ВЭД и таможенной стоимости. Вместе с тем нельзя не обратить внимание на то, что, по-прежнему, участники ВЭД при подаче жалоб в области таможенного дела не в полной мере соблюдают требования статьи 39 Закона о таможенном регулировании о подтверждении полномочий лица, подающего жалобу, что, в конечном счете, приводит к отказу таможенным органом в рассмотрении жалобы по существу.

Напомним, что порядок подтверждения полномочий представителей определен вышеназванной статьей Закона о таможенном регулировании и дифференцирован в зависимости от статуса конкретного представителя. В частности, часть 5 статьи 39 Закона о таможенном регулировании закрепляет, что полномочия руководителей организаций, действующих от имени организаций в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами, подтверждаются документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами. Полномочия законных представителей подтверждаются документами, удостоверяющими их статус и полномочия. Полномочия адвоката удостоверяются в соответствии с федеральным законом, то есть применительно к таможенному законодательству адвокат должен действовать не по ордеру, а на основании доверенности (пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 31.05.2002 №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности»).

Полномочия других представителей должны быть определены в оформленной в установленном законом порядке доверенности, а в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, - в ином документе. Акцентируем внимание на порядке подтверждения полномочий при подаче жалобы в интересах юридического лица, так как именно данные жалобы чаще всего становятся предметом отказа в рассмотрении их по существу. Данные жалобы, как правило, подписываются единоличным исполнительным органом (генеральным директором, директором, президентом компании), либо лицом, полномочия которого подтверждаются надлежащим образом оформленной доверенностью. Вместе с жалобой в качестве документов, подтверждающих служебное положение руководителя организации, должны представляться приказ о назначении его на должность либо решение учредителей (участников), учредительных - устав организации. При этом следует обращать внимание на надлежащее заверение копий указанных документов. К числу иных документов, подтверждающих полномочия руководителя организации, относится, в частности, выписка из ЕГРЮЛ. Вместе с тем она не выступает в качестве альтернативы представления учредительных документов.

Доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации (при наличии печати), а также содержать право на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела. Следует отметить, что требование о скреплении доверенности печатью организации при условии ее наличия в Законе появилось только в 2015 году в связи с отменой обязательности печати хозяйственных обществ. Из указанного следует, что все-таки досудебное урегулирование споров по сравнению с судебным имеет неоспоримые преимущества. Это отсутствие необходимости уплаты государственной пошлины за подачу жалобы, оперативное рассмотрение жалобы, немедленное вступление решения таможенного органа в законную силу, а также сохранение права обжалования решения таможенного органа в вышестоящий таможенный орган или в суд. Кроме этого, немаловажным фактом является исполнение решения таможенного органа в случае удовлетворения жалобы лица в течение 10 рабочих дней со дня его принятия.

Также не стоит забывать, что и в случае принятия таможенным органом решений об отказе в рассмотрении жалоб по существу по основаниям статьи 44 Закона о таможенном регулировании, обжалуемые решения, действия (бездействие) в области таможенного дела не остаются без внимания таможенных органов и, в свою очередь, также подвергаются оценке, но уже через механизм ведомственного контроля. Более подробную информацию о порядке, сроках обжалования можно узнать на информационных стендах, расположенных в таможенных органах, а также в порядке информирования и консультирования в любом таможенном органе (за исключением таможенных постов) по месту нахождения/жительства лица.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.