АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Финансово-экономические выгоды от участия Беларуси в Союзном государстве и ЕАЭС

05.06.2022
Финансово-экономические выгоды от участия Беларуси в Союзном государстве и ЕАЭС

Альбина Сибирская, белорусский экономист.

6 мая посол Беларуси в России Владимир Семашко заявил, что Минск и Москва «близки к тому, чтобы создать единую экономическую платформу Союзного государства». Осенью 2021 г. стороны могут окончательно утвердить «дорожные карты» об углублении интеграции. Минск также старается максимизировать выгоды по линии Евразийского союза, делая особый упор на снятие торговых барьеров и формирование единого рынка нефти и газа. В то же время радикальная оппозиция выступает против союза с Россией, а ЕС анонсирует «приманку» в виде «экономического плана для демократической Беларуси». Какие выгоды приносит Беларуси участие в Союзном государстве и ЕАЭС, и почему валютная интеграция станет точкой экономического роста, проанализировала белорусский экономист Альбина Сибирская.

Торговля внутри ЕАЭС и с внешними странами. Одной из целей ЕАЭС является создание и поддержание функционирования единой таможенной территории, на которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера в отношении экспорта и импорта товаров, работ, услуг, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

На рис. 1 приведена доля внешней и взаимной торговли стран в общем товарообороте. Рис. 1 - Внешняя и взаимная торговля государств-члeнов ЕАЭС в совокупном объеме внешнеторгового оборота стран,%. Составлено на основе данных [1], [2]. На протяжении пяти анализируемых лет наблюдается преобладание внешней торговли с третьими странами над внутренней по ЕАЭС. Однако доля взаимной торговли в общем объеме внешнеторгового оборота стран ЕАЭС достаточно высокая (более 20%). Исключение составили Россия (8,1% в 2015 г. и 8,8% в 2019 г.) и Казахстан (20,8% в 2015 г. и 22,2% 2019 г.). На протяжении 2015-2019 гг. удельный вес внешнеторгового оборота Республики Беларусь с внешними странами составил 61,6% от общего внешнеторгового оборота. Таким образом, для страны эффективными инструментами являются таможенные механизмы защиты национального рынка. На таможенной территории ЕАЭС во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины, а также меры нетарифного регулирования, эффективно действуют ЕТТ Союза и единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьей стороной.

В таб. 1 приведен удельный вес внешнеторгового оборота со странами ЕАЭС относительно общего внешнеторгового оборота по отдельным странам. Таб. 1 - Взаимная торговля между государствами-члeнами ЕАЭС в 2019 г.,% к итогу по странам. Составлено на основе данных [1]. Наибольшую долю в поставках на общий рынок имеет Россия (63,4% объема совокупного экспорта в 2017 г.). Значительны также вклады Беларуси (23,6%) и Казахстана (10,4%). Доли Армении и Кыргызстана невелики (по 1% соответственно). Анализ показывает значительную долю РФ во взаимной торговле всех стран ЕАЭС. В разрезе экспортно-импортных операций можно отметить значительную долю экспорта в страны ЕАЭС в Республике Беларусь (44,2%). В остальных странах доля такого экспорта не превышает 33%. По импорту можно отметить значительную долю также в Беларуси (56,2% совокупного экспорт страны). По остальным странам показатель можно отметить тоже достаточно существенным (в Армении - 30,8%, в Казахстане - 38,5%, в Кыргызстане - 42,1%). В Российской Федерации показатель очень низкий - 8,3% от совокупного импорта страны. Такие показатели по экспортно-импортным операциям (кроме Беларуси) нельзя назвать преобладающими над внешней торговлей с третьими странами.

Валюта расчетов. Как и в налоговой системе, в сфере взаимной торговли также идет процесс унификации торговых процедур. Странами ЕАЭС предоставляются тарифные преференции в отношении товаров, развивающихся и наименее развитых стран, применяются единые правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию. В рамках ЕАЭС применяется ряд мер по развитию экспорта, таких как страхование и кредитование экспорта, международный лизинг, введение единой маркировки товаров на территории ЕАЭС, и так далее. Однако остается открытым вопрос валюты операций внутри Союза и в торговле с третьими странами. На рис. 2 приведены обобщенные данный о валютной структуре платежей между государствами ЕАЭС. Рис. 2 - Валютная структура платежей во внешнеэкономической деятельности между странами ЕАЭС,%. Составлено на основе данных [3]. Использование российского рубля во внутрисоюзных расчетах вместо доллара США обусловлено желанием избежать валютных рисков и отсутствием механизмов хеджирования. Что касается торговли стран ЕАЭС с третьими странами, то там наблюдается другая ситуация (таб. 2). Преобладание доллара в расчетах с третьими странами особенно заметно в Казахстане и России, которые являются поставщиками сырьевых ресурсов на мировые рынки, мировые цены на которые традиционно формируются в долларах США.

Таб. 2 - Валютная структура внешней торговли стран ЕАЭС с третьими странами за 2019 г.,%. Составлено на основе данных [1], [2]. Можно сделать вывод о том, что в расчетах внутри сообщества выступает преимущественно российский рубль (валюта одной из стран-участниц ЕАЭС), а в расчетах с третьими странами в некоторых странах преимущество уже у доллара США. С учетом высокой доли доллара США в расчетах с третьими странами целесообразно минимизировать долю расчета в резервной валюте (долларах США) внутри сообщества за счет наращивания долей расчетов в национальных валютах либо использования единой единицы расчетов. Высокий уровень долларизации снижает независимость денежно-кредитных политик стран ЕАЭС, усиливая вероятность возникновения внешнеэкономических рисков при валютной интеграции. В таких условиях для повышения устойчивости стран ЕАЭС необходимо увеличение возможности контроля над взаимной торговлей между странами. Возможно, более широкое применение национальных валют во взаимных расчетах способствовало бы увеличению внешнеторгового оборота и, соответственно, долю взаимной торговли. Но основной причиной, по которой банки не используют национальные валюты во взаимных расчетах, является отсутствие общего валютного рынка ЕАЭС.

Финансово-экономические выгоды от участия Беларуси в Союзном государстве и ЕАЭС

Торговля между странами ЕАЭС, осуществляемая в наднациональной валюте, снизит уровень долларизации, также будет способствовать повышению уровня монетизации, даст возможность более гибкого совместного урегулирования валютного курса. Это, в свою очередь, повысит устойчивость к рискам валютной интеграции стран ЕАЭС. Таким образом, валютная интеграция на территории стран ЕАЭС, при соблюдении ряда условий, является целесообразной. За и против валютной интеграции. В пользу валютной интеграции выступает ряд факторов. Во-первых, это успешное функционирование экономического союза, которое предусматривает унификацию таможенного законодательства, обеспечение свободного перемещения рабочей силы и капитала, активный процесс унификации фискальной политики, валютного регулирования, а также наличие значительной доли внутренней торговли от общего числа внешнеторговых операций, и преобладание в расчётах российского рубля. Во-вторых, у стран ЕАЭС есть общий исторический опыт валютного союза и наличие общего языка, что оказывает положительное влияние на социальный фактор валютной интеграции.

Главной задачей является формирование оптимального алгоритма формирования платежного союза, который не принесет экономических угроз странам Союза, а также выполнение ряда условий подготовки экономических систем для создания валютного союза. Предлагается следующий сценарий валютной и интеграции: введение наднациональной безналичной расчетной единицы, действующей наравне с национальной денежной системой. Такой сценарий позволит формировать платежный союз, учитывая современное состояние интеграционных процессов на территории ЕАЭС и особенности развития и институционального состояния экономик стран-участниц. В пользу выбора данного сценария также говорит валютная структура платежей внутри союза, схожесть валютных курсов, сопоставимый уровень налоговой нагрузки к ВВП. Как и при сценарии валютного союза, формирование платежного союза подразумевает наличие экономической интеграции, которая показала на территории ЕАЭС выполнение основных условий конвергенции (уровень инфляции, уровень дефицита к ВВП и государственного долга к ВВП), что также выступает в пользу дальнейшей валютной интеграции в рамках ЕАЭС.

Формирование платежного союза может также провоцировать определенные экономические риски, такие как отсутствие гибкости цен, которое не будет способствовать достижению равновесия спроса и предложения. Различный уровень монетизации не будет способствовать эффективной работе финансового рынка и может спровоцировать увеличение темпов инфляции. Однако платежный союз будет эффективен в том случае, если выгоды от его создания, такие как снижение затрат при взаимной конвертации национальных валют на основании кросс-курсов, например, будут больше, чем возможные издержки. Что нужно странам ЕАЭС для валютной интеграции? Для дальнейшей успешной интеграции стран ЕАЭС должны быть созданы определенные условия: снижение темпов инфляции в некоторых странах, повышены уровни монетизации некоторых стран ЕАЭС, сокращен разрыв между ППС и обменным курсом, гармонизировано законодательство в области валютного и налогового регулирования и контроля, достигнуто одинаковое развитие финансовых рынков, завершен процесс экономической интеграции.

Для создания валютного союза необходимы, например, равные показатели паритетных курсов стран - потенциальных участниц валютного союза. В противном случае странам с более низким паритетом (в частности, Беларусь и Кыргызстан) будет угрожать револьвация по причине необходимости выравнивания всех экономических показателей, включая и цены на товары и услуги. Резкие темпы увеличения ВВП по ППС будут означать не только рост производства, но и рост стоимости рабочей силы, издержек производства, что непременно отразится на ценовой политике. Повышение цен может ухудшить конкурентоспособность товаров и услуг на международном рынке. Различия в ценах приведут к миграции более дешевых товаров и услуг в регионы с более высокими ценами. Целесообразно особое внимание уделить гармонизации налогового администрирования. Для этого рекомендуется:
- унификация организационных структур;
- пересмотр и корректировка функций налоговых органов;
- унификация форм должностных инструкций сотрудников государственных органов налогообложения всех уровней;
- определение и применение единого порядка и правил учета налогоплательщиков и объектов налогообложения;
- разработка единых форм налоговых деклараций (в том числе на едином языке);
- введение единых принципов, форм и методов осуществления налогового контроля;
- определение порядка формирования базы для исчисления налога;
- определение единого перечня экспортируемых и импортируемых работ и услуг с целью исключения риска двойного налогообложения НДС;
- унификация налогов на имущество, что возможно осуществить при разработке и внедрении единых правил по определению налоговой базы и объекта налогообложения;
- унификация налогообложения доходов физических лиц, для чего следует пересмотреть и унифицировать налоговую базу (в том числи с учетом социальных вычетов и прогрессивной системы дохода).

В целях проведения согласованной валютной политики страны ЕАЭС должны принять следующие меры:
- обеспечение конвертируемости национальных валют по текущим и капитальным статьям платежного баланса без ограничений путем создания условий для возможности покупки и продажи иностранной валюты резидентами государств-члeнов через банки государств-члeнов без ограничений;
- создание условий для обеспечения прямых взаимных котировок национальных валют государств-члeнов;
- обеспечение проведения взаимных расчетов между резидентами государств-члeнов в национальных валютах государств-члeнов;
- совершенствование механизма платежно-расчетных отношений между государствами-члeнами на базе расширения использования национальных валют во взаимных расчетах между резидентами государств-члeнов;
- недопущение множественности официальных обменных курсов национальных валют, препятствующей взаимной торговле между резидентами государств-члeнов;
- формирование интегрированного валютного рынка государств-члeнов;
- обеспечение каждым государством-члeном допуска на свой внутренний валютный рынок банков, являющихся резидентами государств-члeнов и обладающих в соответствии с законодательством этого государства-члeна правом на осуществление валютных операций, для проведения межбанковских конверсионных операций на условиях предоставления национального режима;
- создание условий для размещения валютных активов государств-члeнов в национальные валюты других государств-члeнов, в том числе в их государственные ценные бумаги;
- развитие торгов национальными валютами на организованных рынках государств-члeнов и обеспечение доступа к ним участников валютного рынка государств-члeнов и так далее.

Таким образом, валютная интеграция для стран ЕАЭС имеет особое значение, поскольку она оказывает стабилизационное воздействие на дальнейшее развитие интегрируемых стран. Валютный союз также может способствовать усилению конкурентоспособности стран в мировом хозяйстве. [1] Взаимная торговля товарами государств - члeнов Таможенного союза и Единого экономического пространства за 2017 г.: Статистический бюллетень; Евразийская экономическая комиссия. - Москва: Издательство ООО «Сам Полиграфист», 2019. - 240 с. [2] Внешняя торговля товарами государств - члeнов Таможенного союза и Единого экономического пространства за 2016 г.: Статистический бюллетень; Евразийская экономическая комиссия. - Москва: Издательство ООО «Сам Полиграфист», 2019. - 356 с. [3] Статистический ежегодник Евразийского экономического союза: Евразийская экономическая комиссия. - Москва, 2020. - 413 с.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.