АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

Вопросы оптимизации совершения таможенных операций в морских портах и контроля за соблюдением запретов и ограничений

05.11.2016
Вопросы оптимизации совершения таможенных операций в морских портах и контроля за соблюдением запретов и ограничений

Как сообщила Пресс-служба ФТС, 23 апреля 2015 года во Владивостоке состоялось заседание коллегии Дальневосточного таможенного управления под председательством начальника ДВТУ Сергея Пашко. В заседании коллегии приняли участие начальник Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля Федеральной таможенной службы Сергей Шкляев, и.о. начальника Аналитического управления ФТС России Александр Васильев.

На заседании коллегии были рассмотрены вопросы: сокращение сроков нахождения ввозимых товаров в морских портах и оптимизации совершения таможенных операций, а также контроля за соблюдением запретов и ограничений внешнеторговой деятельности, в том числе в рамках Указа Президента России № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».

О работе по сокращению сроков нахождения ввозимых товаров и оптимизации совершения таможенных операций в морских портах доложили начальник службы организации таможенного контроля ДВТУ Владимир Теремецкий, начальник Владивостокской таможни Леонид Канин и начальник Находкинской таможни Сергей Дудка.

На дальневосточные таможенные органы возложено обеспечение эффективного таможенного контроля товаров, перемещаемых в контейнерах морским транспортом, в целях создания оптимальных условий для развития конкурентоспособности морских портов Дальнего Востока, в том числе за счет максимального сокращения сроков нахождения товаров в морских портах.

Во исполнение «дорожной карты» «Совершенствование таможенного администрирования» ФТС России организовано проведение на территории морских портов Владивосток и Восточный эксперимента по оптимизации совершения таможенных операций.

Решая поставленные ФТС России задачи, таможенные органы ДВТУ сконцентрировались на нескольких направлениях - развитии предварительного информирования; оптимизации процессов декларирования и создании наиболее эффективного взаимодействия с предприятиями, осуществляющими свою деятельность в порту, прежде всего, с морскими терминалами.

Вопросы оптимизации совершения таможенных операций в морских портах и контроля за соблюдением запретов и ограничений

Применение технологии предварительного информирования позволяет существенно сократить сроки таможенного контроля при прибытии морских судов, в том числе за счет развития технологии документального оформления морских судов. По итогам 2014 года доля судов, охваченных указанной технологией, составила по портам Восточный и Владивосток – при прибытии 54%, при убытии – 85%. Время совершения таможенных операций прибытия при документальном контроле составляет 30 - 40 минут, что значительно меньше, чем при проведении таможенного контроля на борту судна (до 1,5 часов).

На основе полученных результатов ФТС России разработан прототип портала «Морской порт», экспериментальное тестирование которого с января 2014 года осуществляется на таможенных постах Морской порт Владивосток Владивостокской таможни и Морской порт Восточный Находкинской таможни.

Другим значимым направлением реализации эксперимента явилось развитие предварительного декларирования. Применение этой технологии позволяет завершить проверку сведений о товарах, заявленных в таможенной декларации, к моменту прибытия их в порт. Таким образом, сразу после прибытия появляется возможность принять решение о выпуске при условии, что товары не подлежат фактическому контролю (не признаны рисковыми). Однако в настоящее время эта технология недостаточно востребована участниками внешнеэкономической деятельности. Для её развития необходимы технологические изменения порядка передачи информации.

Одним из направлений по оптимизации сроков нахождения товаров в морских портах является технология безбумажного информационного взаимодействия таможенных органов с владельцами морских терминалов. Несмотря на полномасштабную реализацию данной технологии в портах Восточный и Владивосток, реализовать переход к безбумажному взаимодействию в 2014 году не удалось ввиду требований статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом необходимости проставления таможенным органом отметки на бумажных экземплярах коносаментов.

В результате проведенных ДВТУ мероприятий, а также согласованной деятельности морских терминалов, морских агентов, экспедиторов и таможенных представителей, средний срок нахождения контейнеров в портах в 2014 году с момента выгрузки и до окончания государственного контроля в порту Восточный составил 5,7 дней, в порту Владивосток – 7,9 дней. При этом 46% товаров в контейнерах на таможенном посту Морской порт Владивосток Владивостокской таможни и 82% - на таможенном посту Морской порт Восточный Находкинской таможни выпускаются таможенными органами в срок не позднее одного дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.

Нахождение товаров на территориях портов после их выпуска в таможенном отношении зависит исключительно от решений заинтересованных лиц, и связано с накоплением контейнеров в порту для формирования партий либо поездов, а также с пониженными ставками на хранение товаров на территориях портов после их выпуска для внутреннего потребления. Среднее время от выпуска до вывоза с территории порта Владивосток в 2014 году сократилось на 37%, в порту Восточный – на 26%. В значительной степени это вызвано работой таможенных органов по оптимизации процесса взаимодействия между организациями и предприятиями в порту. Данная работа проходила в рамках создания Единых технологических процессов взаимодействия морских терминалов в порту Восточный и Владивостокском морском торговом порту, экспедиторов, судовых (грузовых) агентов, декларантов, железной дороги, подразделений таможенных и налоговых органов.

Вместе с тем, для выполнения установленного Правительством Российской Федерации контрольного показателя на 2015 год (6 суток) таможенным органам необходимо принять ряд мер организационного и нормативного характера. В частности, подготовить предложения в ФТС России о совершенствовании порядка совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом, а также о расширении практики применения технологии предварительного декларирования на морском транспорте. Организовать проведение во Владивостокской и Находкинской таможнях эксперимента по автоматическому выявлению фактов прибытия контейнеров с товарами, в отношении которых зарегистрирована предварительная таможенная декларация. Рассмотреть совместно с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти возможность сокращения сроков совершения контрольных операций в отношении ввозимых товаров в морских портах Владивосток и Восточный. Совместно с представителями морских агентов, морских терминалов, крупнейшими таможенными представителями выработать предложения по сокращению сроков подачи таможенной декларации после прибытия товаров.

О работе таможенных органов региона по контролю за соблюдением запретов и ограничений внешнеторговой деятельности, в том числе в рамках Указа Президента России № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» доложили заместитель начальника службы федеральных таможенных доходов ДВТУ Андрей Хлызов, начальник Благовещенской таможни Михаил Сорокин и заместитель начальника Уссурийской таможни Раиса Макарова.

Вопросы контроля соблюдения запретов и ограничений внешнеторговой деятельности при таможенном декларировании товаров, обеспечения защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, защиты национального производства и повышения конкурентоспособности национальной продукции являются приоритетными в деятельности таможенных органов. Неотъемлемой частью осуществления такого контроля является система управления рисками, инструменты которой широко внедрены в процессы организации и осуществления данного направления деятельности таможенных органов.

В 2014 году и 1 квартале 2015 года в регионе деятельности ДВТУ выпущено более 1,15 млн единиц наименований товаров, в отношении которых применялись запреты и ограничения внешнеторговой деятельности. Доля таких товаров традиционно составляет более 50% от общего количества оформленных товаров.

Таможенными органами региона проводилась целенаправленная работа по недопущению возникновения рисков, связанных с причинением вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде. В результате в 2014 году таможенными органами региона возбуждено 839 дел об административных правонарушениях в связи с выявлением фактов несоблюдения запретов и ограничений внешнеторговой деятельности, назначено наказаний по 710 делам об административных правонарушениях в данной области, наложено штрафных санкций на общую сумму более 19,2 млн рублей. В 1 квартале 2015 года таможенными органами региона возбуждено 180 дел об административных правонарушениях в связи с выявлением фактов несоблюдения запретов и ограничений внешнеторговой деятельности, наложено штрафных санкций на общую сумму более 2,4 млн рублей.

В настоящее время одним из основных направлений деятельности таможенных органов является обеспечение реализации Указа Президента России от 6 августа 2014 года № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». Задача таможенных органов не допустить незаконный ввоз на территорию России так называемых санкционных товаров - товаров, входящих в Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются США, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия.

С начала действия запрета на ввоз санкционных товаров таможенными органами ДВТУ принято 6 решений о запрете ввоза указанных товаров, по 10 декларациям на товары приняты решения об отказе в выпуске товаров, заявленных к помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Указанные случаи имели место в регионах деятельности Биробиджанской, Владивостокской, Находкинской, Сахалинской и Уссурийской таможен. По фактам ввоза товаров, подпадающих под действие запрета, возбуждено 11 дел об административных правонарушениях.

В целях выявления товаров, попадающих под действие запретов и ограничений, а также санкционных товаров, происходящих из США, стран Европейского союза, Канады, Австралии и Королевства Норвегия, под видом товаров, происходящих из иных стран, таможенными органами региона применяются инструменты системы управления рисками (СУР). Задача СУР не допустить ввоз в Россию запрещенных товаров на этапе прибытия; запрещенных товаров под видом товаров, происходящих из других стран; запрещенных товаров (говядины, свинины, мяса птицы, сосисок, молочной и плодоовощной продукции, чая и т.д.), под видом товаров «прикрытия» (конины, молокосодержащей продукции, травяных сборов и т.д.).

Всего по фактам ввоза товаров, попадающих под действие запретов и ограничений с использованием СУР, возбуждено 66 дел об административных правонарушениях по ч. 3 ст.16.2, ч. 1, 2 ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В целях повышения качества и эффективности контроля за соблюдением запретов и ограничений внешнеторговой деятельности, коллегия ДВТУ решила продолжать работу по контролю ввоза товаров, попадающих под запреты и ограничения. Усилить взаимодействие с территориальными подразделениями Россельхознадзора и Роспотребнадзора. Организовать эффективный механизм контроля специфических категорий товаров, происходящих из США, стран Европейского союза, Канады, Австралии и Королевства Норвегия и заявляемых при таможенном декларировании в качестве биологически активных добавок, витаминно-минеральных комплексов и других товаров, попадающих под исключение из перечня санкционных товаров. А также обеспечить контроль возможного ввоза санкционных товаров, физическими лицами для коммерческий целей под видом товаров для личного пользования либо с сокрытием от таможенного контроля.

Проект "Виртуальная таможня" создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2015 Виртуальная таможня. Все права сохранены.