АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ
ПАРТНЁРЫ
1win букмекерская контора Приложение 1win скачать на андроид. Букмекерская контора 1WIN позаботилась о клиентах, которые хотят посещать 1Вин с телефона или планшета. Она разработала приложение для устройств на Android.

Административные нарушения таможенных правил

Исчерпывающий перечень составов нарушений таможенных правил, за совершение которых может наступить административная ответственность, а также виды и размеры соответствующих санкций содержатся в главе 16 КоАП РФ; главе 26 КоАП РК; главе 14 КоАП РБ; КоАП РФ.


СТАТЬЯ 16.1 - незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 4 ТК ТС под незаконным перемещением товаров и транспортных средств понимаетсяперемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недекларированием или недостоверным декларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, а равно покушение на такое перемещение. Однако в контексте рассматриваемого правонарушения незаконным следует признавать только перемещение, сопряженное с совершением одного из указанных в статье 16.1 КоАП РФ деяний, которые фактически различаются способом противоправного перемещения.

Частью 1 статьи 16.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ и их убытия с этой территории (т.е. ввоз или вывоз помимо пунктов пропуска через Государственную границу либо иных установленных мест прибытия/убытия или вне времени работы таможенных органов, либо без разрешения таможенного органа при убытии).

Субъектом указанного нарушения выступают лица, осуществляющие перевозку товаров и транспортных средств через таможенную границу с несоблюдением порядка прибытия и убытия. При этом прибытие товаров и транспортных средств в место, отличное от специально установленного для данного вида товаров, не может рассматриваться как перемещение помимо таможенного контроля, вследствие чего не влечет для лица последствия в виде привлечения его к ответственности. Часть 2 статьи 16.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за сокрытие товаров от таможенного контроля при перемещении путем использования тайников, иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо придания одним товарам вида других. К ответственности за совершение данного деяния может быть привлечено лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и скрывающее их от таможенного контроля.

При ввозе на таможенную территорию ТС сокрытие товаров от таможенного контроля происходит всегда в месте их прибытия, однако обнаружен факт сокрытия таможенным органом может быть на любом этапе перемещения, вплоть до декларирования. При вывозе с таможенной территории РФ сокрытие товаров от таможенного контроля может быть совершено как при декларировании товаров, так и при их убытии с таможенной территории ТС.

По части 3 статьи 16.1 КоАП РФ ответственность наступает за сообщение таможенному органу недостоверных сведений путем представления недействительных документов либо использования поддельного средства идентификации, а равно подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам.

Необходимо отметить, что лицо может быть привлечено к мерам административной ответственности за представление не любых недействительных документов, а только тех, которые предоставляются в соответствии с таможенным законодательством при прибытии/убытии товаров (транспортных средств) на таможенную территорию ТС, а также для получения разрешения на применение таможенной процедуры внутреннего таможенного транзита или ее завершения, помещения товаров на склад временного хранения. При представлении содержащих недостоверные сведения документов на этапе декларирования подобное деяние квалифицируется уже по статье 16.2 КоАП РФ, а в случаях представления недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации - по статье 16.17 КоАП РФ.

К мерам ответственности привлекается лицо, фактически представившее недействительные документы при прибытии и на иных этапах перемещения, исключительно за достоверность таких сведений, как количество грузовых мест, маркировка и наименование, вес и (или) объем товаров. Так, предоставление недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров при их прибытии на таможенную территорию ТС не влечет привлечение лица к административной ответственности.

В случаях указания в товаросопроводительных документах большего количества перемещаемых товаров по сравнению с фактическим данное деяние нарушением не является, поскольку отсутствует предмет правонарушения. При прибытии товаров в большем количестве, чем указано в соответствующих документах (книжка МДП, CMR, инвойс и др.), предметом правонарушения является только не указанная в документах часть товара.


СТАТЬЯ 16.2 - недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и транспортных средств

Следует учитывать, что ответственность за недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ предусмотрена статьей 16.4 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров и транспортных средств, подлежащих декларированию.

В соответствии с положениями статьи 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС, а также отходы и остатки, образованные при использовании таможенных режимов переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления и уничтожения.

В случае обнаружения товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством ТС, у лиц, приобретших такие товары на территории РФ в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, также является основанием для возникновения правомочий таких лиц по декларированию товаров. Однако декларирование в данном случае обязанностью указанных лиц не является, поэтому привлекаться к ответственности за недекларирование они не могут. В действиях таких лиц может усматриваться лишь состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.21 КоАП РФ.

В случаях недекларирования товаров, представленных к декларированию вместе с другими товарами (когда декларируется партия, состоящая из нескольких видов товаров), подобное деяние квалифицируется по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ. Заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о количестве товаров также подлежит квалификации как недекларирование, при этом предметом административного правонарушения выступают только те товары и транспортные средства, в отношении которых не выполнены требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению, то есть не указанную в декларации часть товаров.

Субъектами ответственности данного нарушения могут являться лица, ответственные за совершение таможенных операций для выпуска товаров, либо физические лица, перемещающие товары через таможенную границу. Однако за недекларирование товаров, представленных к декларированию вместе с другими товарами, отвечает лицо, подавшее таможенную декларацию, в том числе таможенный брокер.

Совершенное деяние подразделяется на два самостоятельных правонарушения в зависимости от характера заявленных недостоверных сведений и могущих наступить последствий (часть 2 - заявленные сведения приводят к занижению размера причитающихся к уплате таможенных пошлин, налогов, часть 3 - к неприменению установленных нетарифных запретов и ограничений).

Субъектом ответственности за недостоверное декларирование выступает декларант, а если декларирование товаров осуществлялось таможенным брокером - таможенный брокер. Несмотря на то, что брокер не декларирует товары от собственного имени и не является декларантом, согласно действующему таможенному законодательству, он осуществляет декларирование товаров, в связи с чем несет все сопутствующие обязанности, в том числе обязанность заявлять таможенному органу достоверные сведения о товарах.


СТАТЬЯ 16.3 - несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации

Часть 1 данной статьи предусматривает ответственность за несоблюдение установленных запретов и (или) ограничений, не носящих экономического характера (применяются независимо от заявленного таможенного режима), часть 2 - носящих экономический характер.

К запретам и ограничениям, не носящим экономического характера, относятся меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов и целей, указанных в статье 32 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (к примеру, лицензия на ввоз и вывоз продукции военного назначения, товаров и технологий, используемых при создания оружия массового уничтожения и средств их доставки, запрет на ввоз на территорию РФ отходов в целях их захоронения и обезвреживания, ввоз на территорию РФ оружия при условии получения разрешение МВД России и т.д.).

Соблюдение экономических запретов и ограничений требуется при помещении товаров под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления, экспорта, переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления.

К ограничениям экономического характера относятся такие, как установление количественных ограничений, квот, лицензирование, предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (статьи 21, 23, 24, 26 32 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", а также специальные защитные меры (специальная пошлина, импортная квота), антидемпинговые меры (антидемпинговая пошлина) и компенсационные меры (компенсационная пошлина), применяемые в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", (например, лицензия на ввоз мяса и т.д.). Так, состав данного нарушения таможенных правил образует деяние, заключающееся в непредставлении при декларировании товаров документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений, не связанное с заявлением недостоверных сведений в таможенной декларации (когда декларантом не получено разрешение таможенного органа о представлении таких документов в более поздний срок).

Заявление же в таможенной декларации недостоверных сведений, влияющих на применение к товарам установленных запретов и ограничений, а равно указание в декларации и представление недействительных документов, послуживших основанием для их неприменения (поддельный сертификат соответствия и др.), квалифицируется по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ как недостоверное декларирование.

Субъектом ответственности по статье 16.3 КоАП РФ выступает лицо, на которое возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений (перевозчик либо декларант). Исходя из положений таможенного законодательства, таможенный брокер таковым не является.


СТАТЬЯ 16.4 - недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации

Данная норма об ответственности является более специальной применительно к физическим лицам по отношению к статье 16.2 КоАП РФ. Обязанность декларирования физическими лицами вывозимой иностранной валюты в письменной форме установлена Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Так, физические лица - резиденты и физические лица - нерезиденты имеют право единовременно вывозить из РФ наличную иностранную валюту в сумме, равной или не превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта была ранее ввезена, переслана, переведена либо приобретена в России.

При единовременном вывозе из РФ физическими лицами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 3 000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой валюты. При вывозе меньшей суммы иностранная валюта таможенному органу декларированию не подлежит.

Поэтому в случаях вывоза иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 3 000 долларов США, и неподачи декларации на всю сумму вывозимой валюты или заявлении в таможенной декларации недостоверных сведений о количестве вывозимой иностранной валюты (указание меньшей суммы), физические лица подлежат ответственности по статье 16.4 КоАП РФ.

При квалификации совершенного деяния в качестве рассматриваемого нарушения таможенных правил необходимо учитывать, что юридически значимым является не сам факт заполнения и наличия декларации у лица, а факт ее подачи и принятия в установленном порядке таможенным органом, приказ ФТС России от 26.03.2013 N 579 "Об определении перечня мест прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории, в которых применяется система двойного коридора, а также порядка его формирования".

Кроме того, если лицо вывозит товар, подлежащий обязательному письменному декларированию, и заполняет декларацию на этот товар, оно не обязано указывать в декларации сведения об иных товарах, не подлежащих обязательному письменному декларированию, включая валюту. В случае же добровольного избрания письменной формы декларирования и указания в соответствующей графе таможенной декларации недостоверных сведений о размере вывозимой иностранной валюты, когда ее размер не превышает в эквиваленте 3000 долларов США, лицо не подлежит привлечению к административной ответственности.

В соответствии с Законом о валютном регулировании и валютном контроле единовременный вывоз из РФ физическими лицами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, не допускается, за исключением случаев, когда валюта вывозится в пределах сумм, ранее ввезенных, переведенных или пересланных в РФ. Поэтому при вывозе физическим лицом иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, и отсутствии у него документов (ввозной таможенной декларации и др.), подтверждающих ее ввоз, перевод или пересылку в РФ, данное деяние представляет собой осуществление валютной операции, запрещенной валютным законодательством, ответственность за которое наступает по части 1 статьи 15.25КоАП РФ.При наличии необходимых для вывоза указанной суммы документов, когда валюта незадекларирована в письменной форме или задекларирована недостоверно, деяние подлежит квалификации по статье 16.4 КоАП РФ (при отсутствии признаков статьи 16.1).

В соответствии с Законом валютном регулировании и валютном контроле ввоз/вывоз и пересылка в/из РФ российской валюты осуществляется резидентами и нерезидентами в порядке, устанавливливаемом Правительством РФ по согласованию с с Центральным Банком России, и может предусматривать требование о предварительной регистрации. В настоящее время обязанность декларирования такой валюты в письменной форме не установлена, в связи с чем статья 16.4 КоАП РФ в части недекларирования и недостоверного декларирования валюты РФ не применяется до установления соответствующих правил.


СТАТЬЯ 16.5 - нарушение режима зоны таможенного контроля

Данная статья предусматривает ответственность за следующие действия, если они совершаются без разрешения таможенного органа (когда не установлен уведомительный порядок):
- перемещение товаров, транспортных средств или лиц (в том числе должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов) через границы зоны таможенного контроля;
- перемещение товаров и транспортных средств или указанных лиц в пределах зоны таможенного контроля;
- ведение производственной или иной коммерческой деятельности в зоне таможенного контроля.

Вопросы создания, обозначения и функционирования зон таможенного контроля регламентированы статьей 97 ТК ТС, в соответствии с которой они создаются для целей осуществления таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением. Зоны таможенного контроля могут быть постоянными и временными.

Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля вдоль таможенной границы определяется Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Создание иных зон таможенного контроля производится в порядке, определяемом ФТС России.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.